|
Этика джайнизма
|
Чтобы
освободиться от кармы, нужно, прежде всего, придерживаться суровых этических
норм, которые сформулированы в так называемой триратне. Первый ее пункт -
полная уверенность в истинности учения. Второй - верное познание -
достигается на протяжении всей жизни и связано с изучением джайнской картины
мира, с ее космографией и мифологией, теорий о душе-дживе, о карме, о
тиртханкарах и т.п. Тем не менее, главным считается познание самого себя,
сущности своего "Я" и своей цели. Согласно джайнскому учению, истина
достигается только после полного освобождения от кармы. Третий пункт
триратны касается пути освобождения или правил праведной жизни.
Сугубо религиозных обязанностей у джайнов сравнительно немного, преимущество
предоставляется работе над собой: изучению священных текстов, постоянной
тренировке йогического типа, суровому самоконтролю. Все джайны добровольно
дают пять главных обетов: не вредить живому (ахимса), не воровать (астья),
не обогащаться (апаригракха), быть искренним и благочестивой в своих
разговорах (сатья).
Одна из характерных особенностей джайнов - суровое выполнение принципа
ахимсы. Они не только не едят мяса, а даже не употребляют приготовленную
вчера пищу, так как в нее могли попасть какие-то живые существа. Джайнские
аскеты прикрывают свой рот повязкой, что бы случайно не проглотить какое-то
насекомое. Они стараются не нанести ущерба и растениям - не едят клубни и
корни, а также плодов, которые имеют много семени. Своих дочерей они обычно
выдают замуж очень рано, сразу же после достижения ими половой зрелости, так
как неоплодотворение также приравнивается к нарушению принципа ахимсы.
Джайны никогда не охотятся на животных, но, наоборот, всегда беспокоятся о
них - как о домашних, так и о диких: кормят голодных зверей и птиц, лечат
раненных. С этой целью они строят ветеринарные больницы. Среди джайнов почти
нет земледельцев, так как крестьянская работа не совместима с выполнением
принципа ахимсы, повреждение даже земного червя считается грехом. Поэтому
джайны преимущественно живут в городах и занимаются ремеслом и торговлей. Не
ища роскошной жизни богатые джайны тратят свои деньги на поддержку искусства
и науки, издание книг, строительство храмов, школ и т.п.
Касты у джайнов существуют, но не играют такой роли, как в индуизме.
Джайнскую общину возглавляют жрецы-учителя (ачарья), которые отличаются от
других джайнов не столько своей причастностью к власти, сколько духовным
авторитетом, большим приближением к идеалу и мокше. Высший слой джайнского
общества составляют монахи-аскеты, которые полностью отказались от мирской
жизни.
|
|
|