|
Распространение джайнизма
|
Сначала
последователями Джины были лишь аскеты - 11 учеников, которые составили из
его проповедей основу джайнской доктрины. Довольно длительное время она
передавалась устно, от учителя к ученику. Постепенно появилось несколько
вариантов доктрины джайнизма, один из которых был канонизирован на
Вседжайнском соборе в Паталипутре в IV или III столетии до н.э.
Ядро религиозно философской литературы джайнизма - джайнский канон, в основе
которого лежат так называемые Джайна-сутры. Этот вариант был принят не всеми
джайнистами, что привело к расколу. Принявшие канон стали называться
шветамбарами ("одетые в белое"). Более ортодоксальные дигамбары ("одетые в
воздух", то есть обнаженные) сохранили суровую аскетическую практику времен
самого Джины и признают лишь самые древние части канона.
С самого начала джайнизм противопоставил себя брахманизму и развивался в
борьбе с ним. В отличие от брахманизма, джайнское учение было открыто для
всех. Поэтому в процессе развития состав джайнской общины стал увеличиваться
за счет сочувствующих аскетам мирян. Появились храмы и жрецы, которые
сохраняли и развивали основы учения, руководили жизнью мирян.
Несмотря на то, что джайнизм отказался от авторитета "Вед", его учение
сохранило основные положения брахманизма: дух, душа (джива) находится в
плену материи (аджива). Чтобы достичь спасения (мокши), первоначального
совершенства и блаженства (нирваны), джива должна освободиться от всего
материального.
|
|
|