|
Философские представления о божестве
|
В отличие от божеств "Вед", божества "Упанишад" имеют метафизический,
отвлеченно-философский характер. На первом месте среди них Брахман -
безличный, высший и непознанный Принцип Вселенной, из сущности которого все
возникает и в которую все возвращается. Он не имеет тела, начала и конца, он
безграничен, вечен, нерожден никем. Он наполняет, одухотворяет все, от
высочайшего бога до наименьшего атома. Из него периодически возникает
бог-творец мира Брахма.
Идеал "Упанишад" - познание Брахмана, слияние с ним, как с высшей
реальностью. Брахман - это абсолютное бытие ("Сат"), абсолютное сознание ("Чит"),
безграничное блаженство ("Ананда"), все кроме него, а, следовательно, сам
Брама и Дэвы, - иллюзия, ограниченные и обусловленные аспекты относительного
бытия. Брахман это высшее духовное единство. Его неотделимая и всегда
тождественная с ним часть Атман - это истинное, высочайшее, божественное,
бессмертное "Я" человека, его дух. Человек может познать Брахмана только
через познание собственной сущности, только найдя в себе путь к Атману.
|
|
|