|
Ригведа
|
Ригведа ("Веда гимнов") – древнейший сборник хвалебных стихов, обращенных
преимущественно к богам, олицетворяющим силы (явления) природы. В XI-X вв.
до н.э. отдельные группы индоарийских племен, проникшие в Индию,
складываются в единую общность. К этому же периоду современная ведология
относит оформление гимнов этих племен в Ригведу.
С Ригведой, по традиции, соотносятся тексты Брахман, Араньяк и Упанишад под
названием Айтарея и Каушитаки; с Самаведой – Панчавинша-брахмана и
Джайминия-брахмана, Араньяка-самхита и Джайминия-упанишад-брахмана-араньяка,
Чхандогья-упанишада и Кена-упанишада; с Черной Яджурведой – Брахманы,
Араньяки и Упанишады Катха и Тайттирия, также Шветашватара-упанишада,
Майтри-упанишада и Маханараяна-упанишада; с Белой Яджурведой – Брахмана и
Араньяка Шатапатха, также Брихадараньяка-упанишада и Иша-упанишада; с
Атхарваведой (которая получила статус вед позднее, чем предыдущие) –
Гопатха-брахмана, а также Мундака-упанишада, Прашна-упанишада,
Мандукья-упанишада и множество поздних произведений в жанре Упанишад. В ряде
случаев Упанишады действительно входят в состав Араньяк соответствующей
Веды, как те – в состав соответствующих Брахман, в других случаях связь
между этими текстами в рамках каждой Веды обоснована единством предания
соответствующих жреческих школ, а иногда (в случае с Упанишадами Атхарваведы)
является изобретением позднейших кодификаторов.
Древние индийцы верили, что жертвоприношение, сопровождаемое соответствующим
гимном, имеет магическую силу, способную умилостивить богов и природу. Гимны
или отдельные акты или виды жертвоприношения были распределены по временам
года, по месяцам, по часам дня. Самой природе приписывались элементы культа:
солнце – это своего рода огонь, огонь домашнего очага, возжженный на небе;
дождь – жертвенный напиток; гром – небесная песнь, гимн. Природа, ее явления
рассматривались как непрерывный процесс жертвоприношений.
Каким же было первое жертвоприношение? Кто его совершил? На эти вопросы
отвечает гимн пуруше (X,90). Пуруша, согласно гимну, – это олицетворение
космического начала, "вселенский" человек. От него – вся Вселенная, все
прошлое, настоящее и будущее. Боги как бы извлекли из него и космические
миры, и животный мир, и людей. Особый интерес представляют 11 и 12 стихи
гимна; они излагают миф о происхождении варн: из уст пуруши созданы брахманы
(жрецы), из рук его – кшатрии (воины), из бедер его – вайшьи (земледельцы,
скотоводы, ремесленники), из ног его – шудры (бесправные люди, находящиеся в
услужении трем "высшим" варнам).
Мифология Ригведы – первого памятника индийской культуры – содержит близкие
параллели с материалами более поздней древнеиранской Авесты и
расшифровывается также из сопоставления с соответствующими персонажами
других индоевропейских традиций, в том числе славянской и балтийской.
Некоторые поэтические приемы, словесные формулы и, наконец, представление о
слове как высшей творческой мировой силе сближают гимны ведийских риши с
религиозной поэзией греков, германцев, кельтов и других индоевропейских
народов как общих с индоариями наследников «индогерманского поэтического
языка». Собрание гимнов Ригведы как целое сложилось на территории Индии –
преимущественно в Пенджабе, в бассейне Инда и его притоков, а более поздние
слои памятника указывают – в соответствии с продвижением индоариев на восток
– на область междуречья Ганга и Ямуны (совр. Джанма). Гимны рассматривались
как наиболее эффективное средство воздействия на божества ради
удовлетворения всех потребностей поэта-жреца и его заказчика и потому
проходили тщательную обработку (были, согласно языку индоарийских риши,
должным образом «сотканы»), и это искусство оттачивалось не одним поколением
певцов-визионеров.
Самым древним собранием гимнов индоарийским богам была Ригведа (Веда
гимнов), которая дошла до нас в одной из редакций (традиция насчитывала их
пять) и содержит 1017 гимнов, к которым добавляются еще 11 дополнительных.
Ригведа была разделена на 10 книг-мандал (буквально «циклы») различного
объема. Самыми древними считаются мандалы II–VII, соотносимые с именами
родоначальников кланов певцов-«визионеров»: Гритсамадой, Вишвамитрой,
Вамадэвой, Атри, Бхарадваджей, Васиштхой. Мандала VIII, примыкающая к
«фамильным», приписывается жреческим родам Канвы и Ангираса. Мандала IX
выделилась, возможно, из «фамильных» как собрание гимнов, посвященных
божеству сакрального «божественного напитка» (занимавшего важнейшее место в
торжественном ритуале) Соме Павамане. Мандалы I и Х, составленные в целом
позднее названных, не соотносятся с конкретными кланами и сакральными
объектами. Основное содержание гимнов (ричи, сукты) Ригведы – прославление
подвигов и благодеяний индоарийских богов, а также просьбы о богатстве,
мужском потомстве, долголетии, победе над врагами; более поздние мандалы
содержат также описания отдельных обрядов и космогонические этюды. Все
мандалы, за исключением VIII и IX, начинаются с обращения к богу священного
огня Агни – важнейшему персонажу ведийского пантеона. Как правило, за ними
следуют гимны Индре – наиболее популярному, героическому божеству индоариев,
царю-громовержцу, одержавшему победы над демонами. Другие значительные
божества Ригведы – Сома, Митра и Варуна, ответственные за мировой порядок,
солнечные божества Сурья, Савитар, отчасти Пушан, боги ветра Ваю и Маруты,
богиня зари Ушас, связанные с предрассветными и вечерними сумерками близнецы
Ашвины, а также помощник Индры – Вишну (менее значительная роль принадлежала
пока Рудре – будущему Шиве). В поздних мандалах появляется бог смерти Яма, а
также абстрактные божества Речь, Всесоздатель и др.
В «фамильных» гимнах Ригведы выражены представления о едином мировом порядке
(рита), регулирующем смену явлений природы и взаимоотношения людей и богов,
за который отвечают Митра и Варуна, о Божестве, которое содержит в себе
проявления отдельных богов. В восьмой и девятой мандалах отвергается мнение
скептиков, сомневавшихся в существовании царя богов Индры, ставится вопрос о
сущности, квинтэссенции вещей. В космогонических гимнах ставятся вопросы о
происхождении мира из сущего и не-сущего (сат и асат), об исходном
«материале» космоса, о демиурге, ответственном за его формирование и
строившем его по определенному образцу, о Речи как созидательном начале
мироздания, об аскетической энергии (тапас) как истоке истины и правды в
мире, о соотношении Единого и множественности его манифестаций, о мере
познаваемости начала вещей.
В гимнах Ригведы (особенно в космогонических) видны зачатки
абстрактно-логического, философского мышления. Здесь древние индийцы
поднимаются до мысли о всем сущем как едином целом, о существовании
какого-то единого, недифференцированного первовещества, из которого
произошел ("сделан") окружающий человека мир и сам человек.
В гимнах Ригведы упоминаются следующие мифологические имена:
Сурья, Савитар, Митра – боги, олицетворяющие солнце.
Варуна – бог неба.
Агни – бог огня.
Индpа – бог грозы, бог молнии.
Ушас – богиня утренней зари.
Сома – олицетворение опьяняющего напитка, приготовляемого из растения сомы;
бог луны.
Брахманаспати (букв. "господин молитвы") – сила, способная донести просьбу
верующего до богов.
Адити – мать богов Адитьев, олицетворяющих месяцы года.
Дакша – бог, сын Брахмы.
Мартанда – бог солнца.
Вирадж – олицетворение женского начала.
Садхьи – группа второстепенных божеств.
Рудра – бог грома.
Васу – восемь богов, олицетворяющих явления природы.
Вишвадева (букв. "все боги") – определенная группа божеств (9 или 10).
Ашвины – божества, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю.
Тваштар – бог ремесла.
Пушан – имя божества, покровителя земледельцев и пастухов.
Бхага – бог счастья. |
|
|