|
Атхарваведа
|
Атхарваведа (Веда Атхарвана), называемая также Брахмаведа (Веда для жреца
брахмана, наблюдавшего за действиями первых трех) и Пурохитаведа (Веда для
царского жреца), по материалу весьма древняя, была включена в канон Вед
позднее, чем первые три самхиты (недаром устойчивым обозначением вед было «Трайи»
– «Тройственное знание»).
Атхарваведа содержит наряду с гимнами заговоры белой и черной магии и
отражает иной слой ведийской религии, чем Ригведа. Она дошла до нас в двух
редакциях, значительно отличающихся друг от друга; полная редакция Шаунаки
содержит 730 гимнов, распределенных по 20 разделам-кандам. Основное
содержание памятника составляют заговоры против болезней и прошения об
исцелении (равно как и о болезни врага), связанные с соответствующими
магическими обрядами; заговоры в связи с искуплением проступков,
гимны-заклинания, посвященные браку и любви (и устранению соперников),
заговоры на долголетие, прошения благословения в хозяйственных начинаниях и
т.д. Как и Ригведа, но только в большем объеме, Атхарваведа включает
абстрактные божества (типа Скамбхи – мировой опоры) и содержит
космогонические рассуждения.
Экзегетические тексты тесно связаны как с самхитами, так и друг с другом.
Толкования Брахман, которые распределяются традиционно как видхи
(«предписания») и артхавада («истолкование смысла»), уже содержатся в
текстах Черной Яджурведы, а эзотерическая экзегеза Араньяк и Упанишад
рассматривалась как «продолжение» Брахман: само слово «упанишада» означает
космогонические построения, в которых жреческие партии состязались во время
новогоднего ритуала.
В Атхарваведе рассматриваются, кроме названного, структура микрокосма, идея
космической опоры (скамбха), жизненное дыхание как микро- и макрокосмическая
сила (прана), желание как космическое начало и «семя мысли» (кама), время
как движущее начале сущего (кала) и Священное Слово – Брахман, который уже
рассматривается в качестве высшей сущности, составляющей основу мироздания.
В Белой Яджурведе, помимо введения новых сущностей вроде Мысли (манас) как
«бессмертного света» в человеке, воспроизводятся диалоги между хотаром и
адхварью, которые обмениваются загадками об устройстве мира. В Брахманах,
главных экзегетических памятниках Ведийского корпуса, где сама экзегеза
священного слова и действия построена на сложных и многоступенчатых
корреляциях элементов жертвоприношения, человека и мироздания, выявляются,
помимо названного, cоотносительные приоритеты слова и мысли, первоначало
мира – в виде как натуральных феноменов, так и мысли; по-новому осмысляется
старый вопрос, что лежит у истоков мироздания – сущее или несущее; здесь же
развивается представление о повторных смертях (пунармритью), которое станет
истоком учения о реинкарнациях, и знаменитая идентификация ядра микрокосма с
мировым первоначалом Атмана и Брахмана. В Араньяках четко прочерчиваются
корреляции органов человека феноменам природного мира, представление об
Атмане как достигающем все большей «чистоты» сообразно с иерархией живых
существ. |
|
|