|
Хальса и современный сикхизм
|
Все
члены хальсы должны были безоговорочно слушаться гуру и идти на
самопожертвование во имя веры. Употребление алкоголя и табака категорически
запрещалось. Чтобы стать членом хальсы, необходимо было пройти особый обряд
посвящения. Говинд Сингх дал хальсе простой кодекс поведения – рахат. По сей
день члены сикхской хальсы соблюдают каккар («правило пяти К»), основу
рахата: кес – запрет на стрижку волос, кангха – деревянный гребень, кара –
железный браслет, кирпан – короткий меч, качхх – штаны до колен. В хальсу
входили мужчины и женщины, получая при этом дополнительное имя Сингх («лев»)
или Каур («львица»). Хальса сохраняла доминирующее положение в сикхской
среде до конца 20 в., и большая часть различий внутри пантха относится к
хальсе. На одном конце спектра находятся амритдхари, получившие амрит, или
воду инициации, и являющиеся полноправными членами хальсы. За ними следуют
кес-дхари, не посвященные в орден, но отмеченные его внешней символикой, в
первую очередь длинными волосами. На другом краю спектра – сахадж-дхари,
которые чтут Гуру Грантх Сахиб, но не соблюдают рахат. Между ними стоят, не
имея особого имени, те, кто происходят из хальсы, но стригут волосы. В эту
группу входило большинство сикхов, живших за пределами Индии в 1990-е годы.
Амрит-дхари и кес-дхари считаются членами хальсы, совместно обе группы
доминируют в жизни пантха. Хотя лишь незначительное меньшинство из них
рассматривают остригших волосы как несикхов, в целом в хальсе существует
недовольство по поводу наличия в пантхе такого большого количества членов,
не соблюдающих рахат. Однако официально исключают только амрит-дхари,
преступивших запреты: если они совершают любой из четырех больших грехов
(обычно это стрижка волос или курение), то их изгоняют из хальсы и называют
патит («падшие»). В сикхской среде наблюдалось несколько миграций, в 1880-х
годах многие выехали в Юго-Восточную Азию и Австралию, после 1900 – в США.
Начиная с 1947 число сикхских эмигрантов сильно возросло, и к началу 1990-х
годов за пределами Индии проживало около миллиона сикхов (главным образом в
Великобритании).
Центром религии сикхов остается гурдвара («храм»). Там хранится Гуру Грантх
Сахиб, предмет трепетного почитания, которому поклоняется каждый входящий в
храм. У сикхов нет священнослужителей, поэтому службу может проводить
всякий, кто обладает хорошей репутацией в пантхе. Гуру Грантх Сахиб
признается одним из лучших сборников средневековых гимнов Северной Индии,
богослужение состоит главным образом в пении этих гимнов. При каждом
гурдваре должен быть лангар (бесплатная трапезная), где может совершить
трапезу каждый, независимо от его кастовой принадлежности. Большинство
сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя
внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют
известное значение, например при выборе брачных партнеров.
|
|
|