|
Джайнизм
|
Символ джайнизма.
Джайнизм - одна из религий Индии, которая возникла в VI столетии до н.э. В
современном мире живет около 3 млн. ее сторонников. Основателем джайнизма
считается Вардхамана, известный более по своим священным именам Джина
("Победитель") и Махавира ("Великий герой"). В основе джайнского канона
лежат так называемые Джайна-сутры.
Согласно с джайнскими представлениями Махавира - последний из 24
тиртханкаров (букв. "тех, которые нашли брод"), т. е. существ, которые
смогли освободиться от кармы, вырваться из круга перевоплощений и достичь
абсолютного спасения.
Родившись в семье кшатриев, Махавира в тридцать лет ушел из дома, вступил на
путь аскезы, жил так 12-14 лет, познал истину, достиг просветления, после
чего возвратился к людям и 30 лет проповедовал им свое учение. Согласно
буддийским легендам, Джина встречался Буддой и вел с ним диспуты.
В джайнизме четко прослеживается конфликт с кастовой системой, связанной с
брахманизмом. По джайнизму, достичь спасения может каждый человек,
независимо от сословия и кастовой принадлежности.
Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, в центр своей
доктрины поставил проблему бытия личности. В отличие от буддизма, джайнизм
отличает меньшая внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым
брахманизмом, обусловившая в нем присутствие черт догматизма и ритуализма.
В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных,
несотворенных и неразрушимых субстанций (таттв): дживы и адживы, выступающей
в качестве пудгалы, акаши, времени, дхармы и адхармы. В зависимости от
степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия
между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и
несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении
с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние
страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и
оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние
блаженства – состояние нирваны или мокши.
Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде.
Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в
результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится
замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что
предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических
запретов.
Соответственно двум видам бытия дживы джайнизм признает познание
несовершенное – непосредственное и опосредованное, и совершенное –
интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи.
Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное
играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм
настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого
является подчеркнутое различие между религиозной и светской моралью.
Джайнский священнослужитель обязан исполнять пять Великих махаврат
(зароков):
- не убивать,
- не лгать,
- не воровать,
- не иметь сексуальных отношений,
- не собирать ценности бренного мира.
Характерной особенностью джайнизма является тщательная разработка правил и
внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения,
в частности, принципа ахинсы. Соблюдение этого принципа ограничивает
приверженцев джайнизма в основном торговыми и ремесленными кругами.
|
|
|