Национальные религии Индии - Индуизм, Джайнизм, Сикхизм
Индия
Сикхизм
Джайнизм
Джайнизм
Атхарваведа
Атхарваведа

Джайнизм

Символ джайнизма.

Джайнизм - одна из религий Индии, которая возникла в VI столетии до н.э. В современном мире живет около 3 млн. ее сторонников. Основателем джайнизма считается Вардхамана, известный более по своим священным именам Джина ("Победитель") и Махавира ("Великий герой"). В основе джайнского канона лежат так называемые Джайна-сутры.

Согласно с джайнскими представлениями Махавира - последний из 24 тиртханкаров (букв. "тех, которые нашли брод"), т. е. существ, которые смогли освободиться от кармы, вырваться из круга перевоплощений и достичь абсолютного спасения.

Родившись в семье кшатриев, Махавира в тридцать лет ушел из дома, вступил на путь аскезы, жил так 12-14 лет, познал истину, достиг просветления, после чего возвратился к людям и 30 лет проповедовал им свое учение. Согласно буддийским легендам, Джина встречался Буддой и вел с ним диспуты.

В джайнизме четко прослеживается конфликт с кастовой системой, связанной с брахманизмом. По джайнизму, достичь спасения может каждый человек, независимо от сословия и кастовой принадлежности.

Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, в центр своей доктрины поставил проблему бытия личности. В отличие от буддизма, джайнизм отличает меньшая внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым брахманизмом, обусловившая в нем присутствие черт догматизма и ритуализма.

В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных, несотворенных и неразрушимых субстанций (таттв): дживы и адживы, выступающей в качестве пудгалы, акаши, времени, дхармы и адхармы. В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства – состояние нирваны или мокши.

Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде. Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических запретов.

Соответственно двум видам бытия дживы джайнизм признает познание несовершенное – непосредственное и опосредованное, и совершенное – интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи.

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого является подчеркнутое различие между религиозной и светской моралью.

Джайнский священнослужитель обязан исполнять пять Великих махаврат (зароков):
- не убивать,
- не лгать,
- не воровать,
- не иметь сексуальных отношений,
- не собирать ценности бренного мира.

Характерной особенностью джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения, в частности, принципа ахинсы. Соблюдение этого принципа ограничивает приверженцев джайнизма в основном торговыми и ремесленными кругами.

Индуизм
Религии Индии
Индуизм
Индуизм
Веды
Веды
Ригведа
Ригведа









Национальные религии Индии