|
Брахманизм
|
С
течением времени под влиянием многих факторов ведийская религия постепенно
трансформировалась в брахманизм. Согласно легендам в самые древние времена
во главе индусского общества стояла каста воинов (кшатриев). Цари-кшатрии
подобно царям-иерофантам Египта были в то время хранителями высшего
божественного знания и мудрости, Избранниками и воплощениями первых
божественных Наставников - Кумаров. С течением времени главное место в
обществе заняли жрецы (брахманы, брамины).
В период усиления общественной дифференциации, брамины создали особую
концепцию, согласно который разные слои населения Индии возникли из разных
частей тела первочеловека Пуруши: из рта - брамины, из рук - кшатрии, из
бедер - земледельцы-вайшьи, из ног - рабы-шудры. Эта концепция освящала
распределение индийского общества на касты (варны) и особое положение
браминов.
Каста браминов заняла ведущие позиции: они приносили жертвы богам,
осуществляли обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках
монополию на образование и знание священных текстов. В это время были
созданы "Брахманы" - комментарии тех частей "Вед", которые предназначались
для ритуального использования браминами.
"Брахманы" ставили браминов на недосягаемую для других людей высоту. Так в "Шатапатхе-брахмане"
сказано: "Есть два вида богов, - те, которые являются богами, и те, которые
поют им гимны (брамины)". Это привело к превращению ведизма в брахманизм.
Но брамины не имели абсолютной духовной власти. С архаических времен в Индии
особенно почитались араньяки - святые пустынники, мудрецы, которые жили в
лесах. В их "лесных книгах" "Араньяках" сохранялось высшее тайное знание
индусов. "Араньяками" называлась также философская часть "Вед" -
"Упанишады". На основе "Упанишад" появилась система философии Веданты.
|
|
|