|
Веды
|
ВЕДЫ (санскр. veda – «знание»), древнеиндийские сакральные тексты,
включающие:
1) собрания-самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры);
2) экзегетические тексты Брахманы – истолкования значения обрядовых
действий, а также сопровождающих их мантр; Араньяки – «лесные книги»,
предназначенные для дополнительного и тайного истолкования ритуала;
Упанишады – своего рода антологии эзотерической интерпретации реалий
предыдущих памятников в контексте посвящения адепта в мистерию «сокровенного
знания»;
3) руководства-сутры (буквально «нить») для работы жреческих школ со
священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги («части
вед»), – фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и
астрономия. Преимущественно Веды понимаются в значении (1); надстраивающиеся
над ними названные экзегетические тексты составляют вместе с самхитами
Ведийский корпус; добавляемые руководства и связанные с ними грихьясутры и
дхармасутры относятся к разряду текстов смрити (буквально «память» или
предание) – в противоположность текстам двух первых категорий, относящимся к
наиболее почитаемой группе шрути (буквально «слышание», которое по
иератической этимологии отождествляется с «видением» священных гимнов
мудрецами-риши).
Тексты Вед складывались в течение более чем тысячелетия начиная с эпохи
начального расселения индоариев в северной части п-ова Индостан. Их изустная
передача в различных местностях, различными кланами поэтов-жрецов, а затем
жреческими «школами» (шакхи) и «подшколами» (чараны) заняла не одну
историческую эпоху. Основной вектор передачи ведийской литературы –
поэтапная кодификация текстов священных гимнов и формул, на завершающей
стадии которой к ним подключалась и экзегеза.
Само слово «веда» в значении «знание», которое равнозначно «священному
знанию», встречается в первых трех Самхитах чрезвычайно редко: в Ригведе
лишь один раз – в гимне VIII.19.5, где упоминается «смертный, который
дровами, который возлиянием, который священным знанием почтил Агни», в
Самаведе – ни одного, в разных редакциях Яджурведы один-два раза. Несколько
чаще – около десятка раз – оно появляется в присоединенной позднее к корпусу
Вед Атхарваведе и здесь же сопровождается появлением того переносного
значения, которое и стало впоследствии главным – «священный текст».
Широкоупотребительным термином «веда» становится уже в текстах
брахманической прозы – в Брахманах, Араньяках и Упанишадах. Некоторыми
индологами было высказано предположение, что на формирование термина «веда»
как обозначающего особого рода знание повлияла формула «кто так знает»,
имеющая значение ментального действия, совершаемого во время ритуала.
Значимым в этой связи представляется смысл слова «веда» и в буддийских
текстах Палийского канона, где оно обозначает прежде всего знание в
контексте своего рода экстаза, религиозного энтузиазма, возбуждения, сильных
духовных эмоций благоговения или священного ужаса. Собственно экзегетическая
традиция различала в Ведах как «священных текстах» лишь две составляющие –
мантры и Брахманы. Согласно Яджняпарибхаша-сутре, «жертвоприношение устроено
на основе мантр и Брахман; именем Веда обозначаются мантры и Брахманы;
Брахманы суть предписания для жертвоприношения». В противоположность
Брахманам мантры считались не предписаниями для жертвоприношения, но самим
жертвоприношением в его словесной части, которая считалась решающей и была
выражена, в отличие от прозаических Брахман, в стихотворных или
ритмизированных текстах.
Веды как великое начало всей индийской культуры можно рассматривать и как
завершение предшествовавших процессов – миграции большой ветви
первоначального индоевропейского этнокультурного единства на территорию
Индии – той индоиранской ветви, носители которой называли себя ариями (к
«ариям» восходит и современное название страны «Иран»). Согласно наиболее
распространенной точке зрения, индоевропейская общность занимала
первоначально области Средней Азии по Амударье и Сырдарье до Аральского и
Каспийского морей, и одно из ее ответвлений достигло Афганистана, а другое
Индии. Согласно другой гипотезе, прародина индоевропейцев охватывала (в V–IV
тыс. до н.э.) территорию восточной Анатолии (совр. Турция), южного Кавказа и
северной Месопотамии. К середине II тыс. до н.э. обнаруживаются языковые
следы пребывания ариев в Малой и Передней Азии, получившие условное название
митаннийского арийского языка. Здесь, в результате обнаружения с начала 20
в. клинописных архивов из Эль-Амарны, Боказкля, а затем из Митанни, Нузи и
Алалаха, стали известны слова неоспоримо арийского происхождения, вкрапления
в текстах на других языках имен царей и знатных людей (датируемые 1500–1300
до н.э.), коневодческой терминологии, числительных, имен отдельных богов. В
брачном договоре 14 в. до н.э. между митаннийским царем и хеттским,
отдававшем ему в жены свою дочь, упоминаются имена будущих ведийских богов
Митры, Варуны, Индры, Насатьев (в именах царей Передней Азии выделяются
имена Асуры, а также Ями – близнечной сестры ведийского бога смерти Ямы).
«Митаннийские арии» соотносятся с теми, которые вторглись в Индию как две
родственные миграционные группы, из которых первая была старше и погибла уже
в первые века второй половины II тыс. до н.э., а вторая вторглась в
Северо-Западную Индию после расцвета первой и до миграции иранской ветви на
территорию современного Ирана.
|
|
|